- ПЕРИОД
ПЕРИ́ОД в риторике (от греч. períodos обход, круговращение), развернутое сложноподчиненное предложение, отличающееся полнотой раскрытия мысли и законченностью интонации. Обычно синтаксическая конструкция, открывающаяся в начале П., замыкается лишь в конце его, а придаточные предложения, всесторонне освещающие главное, вставляются в нее, как в рамку. Мелодия голоса членит П. на восходящий протасис и нисходящий аподосис, паузы членят его на несколько колонов, из которых последний обычно удлинен и ритмизован. Возможны и П. из одного колона; в них интонационное нагнетание достигается расположением слов и стилистическими фигурами. Периодическое построение речи обычно разрабатывается в процессе становления национального литературного языка (4‑й в. до н. э. в Греции, 1‑й в. до н. э. в Риме, 17‑й в. во Франции; в России от М. В. Ломоносова до Н. В. Гоголя).
Пример прозаического П.: «Если я обладаю, почтенные судьи, хоть немного природным талантом, а я сам сознаю, насколько он мал и ничтожен; если есть во мне навык к речам, а здесь, сознаюсь, я кое-что уже сделал; если есть для общественных дел и польза и смысл от занятий моих над твореньями мысли и слова, от научной их проработки, и тут о себе скажу откровенно, что в течение всей моей жизни я неустанно над этим трудился, так вот, в благодарность за все, чем я теперь обладаю, вправе потребовать здесь от меня, можно сказать, по законному праву, защиты вот этот Лициний» (Цицерон, пер. С. Кондратьева). Классический пример П. в поэзии «Когда волнуется желтеющая нива » М. Ю. Лермонтова (протасис 3 колона «когда », аподосис 1 колон «тогда »).
М. Л. Гаспаров.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.